Ключевым этапом при регулировке барабанов является правильная установка пластика, когда обод садится на него, обеспечивая правильное соединение между ободом и пластиком. Если пластик садится не ровно, это может привести к неравномерной вибрации, децентрированию и нарушению строя вдоль обода. Чтобы избежать проблем с настройкой, необходимо следить за качеством ободов и краев обечаек.
Тембр и нота настройки — это разные характеристики звучания барабанов. При настройке барабана можно менять строй, но резонанс обечайки остается неизменным. Тембр — это отличительная особенность звучания, которая может быть охарактеризована такими словами, как «яркий» или «теплый». На чистоту и плотность звучания барабана также влияет край обечайки, который должен быть ровным, плоским и иметь правильный профиль.
В зависимости от материала обечайки, звучание барабана может меняться. Ободы бывают литыми и штампованными, деревянными и металлическими, и каждый вид ободов имеет свои преимущества и недостатки. Например, литые ободы обычно позволяют настраивать барабан более ровно, а штампованные — позволяют достичь теплого и жирного звучания. Римшоты на деревянных ободах отличаются более ярким и резонансным звучанием, так как такие ободы могут быть как жесткими, так и гибкими.
Количество ушек на ободе также влияет на звучание барабана, чем меньше ушек — тем жирнее и сложнее состав обертонов. Удаленность ушек друг от друга также затрудняет ровную установку пластика. Правильная настройка барабанов может не только сделать их звучание более качественным, но и сохранить их в хорошем состоянии на долгие годы.
Почти все тюнеры, предназначенные для барабанов, служат для измерения натяжения или крутящего момента. Эти приборы стали очень полезными в нашу эпоху технологий, но не следует полагаться на них слепо, потому что ваше чувство слуха будет лучшим указателем правильной настройки барабанов. Например, если ваш тюнер измеряет крутящий момент, то барабаны с ушками на ободе, которые являются упругими и пружинящими, могут дать ложные показания. Если вы используете пластики различной толщины, то тюнеры, которые измеряют натяжение пластика, могут покзывать неточные результаты.
При настройке барабанов на слух, может появиться ощущение, что некоторые винты не достаточно затянуты. При настройке пластика, натяжение и крутящий момент большого значения не имеют, важен строй пластика у каждого винта.
Однако, тюнеры могут сэкономить время. Например, можно сначала установить пластик и настроить его на слух, а затем, расстроив его, взять тюнер и записать цифры, отображающие зависимость строя от натяжения. Важно, чтобы пластик около каждого винта имел одинаковый строй. При последующих настройках этого же пластика ранее записанные цифры помогут сэкономить время. Запишите несколько вариантов измерений — для студийной игры и для концертной игры, потому что для крупных сцен предпочтительно делать более высокий строй.
Важно помнить, что если вы купили новый барабан другой марки, либо пластики другого бренда или толщины, или же производитель привычного вам бренда поменял технологию производства, необходимо сделать новые замеры при настройке.
1. Если покрытие пластика сильно изношено.
2. Если появились вмятины на пластике.
3. Если вы установили пластик, настроили его, он не дает нужного строя и издает дребезжащий звук (это часто возникает у двухслойных пластиков). В таких ситуациях не стоит сразу избавляться от него, а попробовать переустановить или настроить барабан выше.
4. Если помещение для игры на барабанах изменилось по размерам — это может повлиять на звук, поэтому на разных площадках желательно использовать разные пластики.
5. Если пластик порван.
Приступим к самой важной части — настройке, которая подходит для всех компонентов ударной установки: как для малого, так и для томов и бас-бочки. Ниже будет представлена инструкция по настройке ударного пластика. Делайте настройку резонансной стороны так же, как и ударной, за исключением того, что при настройке малого барабана необходимо отсоединить подструнник и прижать его рукой или полностью снять.
Шаг 1. Чтобы снять ударный и резонансный пластики необходимо выкрутить все болты и снять обручи с обеих сторон барабана. Если вы не собираетесь менять резонансный пластик при настройке ударного пластика или уже заранее знаете, в каком диапазоне должна быть настройка, то снятие резонансного пластика не является обязательным. В таком случае вы можете его заглушить, просто поставив барабан на что-нибудь мягкое, например, на подушку или ковер.
Шаг 2. Убедитесь, что новый пластик на барабане установлен ровно и плотно прилегает к обечайке.
Шаг 3. Затем прикрутите обруч, используя болты. Сначала затягивайте болты руками, убедившись, что они правильно вписываются в резьбы. После этого используйте специальный ключ для барабана. Очень важно затягивать болты перекрестно, используя схему, изображенную ниже. Начинайте затягивать болты сначала на ¼ оборота с каждой стороны, затем на 1/8. Если у вас есть два ключа, вы можете ускорить процесс, и затягивать два противоположных болта одновременно. Во время затягивания постукивайте пальцами, ключом или барабанной палочкой возле каждого болта, звучание должно быть одинаковым. Если вы услышите треск в процессе настройки пластика, не беспокойтесь, это абсолютно нормально.
Шаг 4. Натягивайте пластик постепенно и сосредоточенно, пока все «морщины» не исчезнут и звучание не станет немного громче, чем нужно.
Шаг 5. Приступайте к важному моменту — «посадке» пластика. Для этого используйте ладонь, чтобы аккуратно нажать на центр барабана. Если вы услышите некоторые звуки, не беспокойтесь — это в порядке вещей. Главное — не применять слишком большую силу сразу: начните с легких нажатий и постепенно увеличивайте силу, чтобы избежать повреждения. «Посадка» придаст обручу пластика более правильную форму и поможет ему плотнее прилегать к краю барабана. Если после этого вы заметите, что высота звучания понизилась, это лишь подтвердит необходимость выполнения «посадки». В таком случае выполните процесс «посадки» пластика еще раз.
Шаг 6. Чтобы уменьшить количество бертонов на барабане, можно применить демпферное кольцо или специальные гелевые подушечкики (moongel damper pads), которые нужно разместить на краю ударного пластика.
Настройка пластиков для достижения гармоничного звучания барабана может быть осуществлена после того, как каждая сторона барабана отдельно настроена. Имеется три варианта настройки:
1. Оба пластика настроены в унисон, что приводит к формированию чистого тона и продолжительного сустейна.
2. Если резонансный пластик настроен ниже, чем ударный, звучание барабана становится более басовым, при этом появляется длительный затухающий звук, а также палочки обладают отличными отскоками. Однако, сильный удар по барабану может вызвать попадание в зону «падения» или «рычания» звука.
3. Если резонансный пластик настроен выше, чем ударный, то звук барабана становится более «мелким» и с коротким сустейном.
Настройка барабанов в соответствии с нотами — ключевой аспект создания гармоничного и мелодичного звучания ударной установки. Как показано на изображении, идеальный диапазон основного тона малого барабана и томов имеет большую терцию вверх между верхним и нижним пластиками и малую терцию между томами. Однако, также можно экспериментировать и использовать чистую кварту для настройки. Важно отметить, что настройку малого барабана необходимо проводить, отсоединив пружины на резонансном пластике.
1. При настройке томов необходимо учитывать, что каждый барабан имеет свой собственный ограниченный диапазон звучания, в котором он звучит лучше всего. Это означает, что порядок настройки томов не имеет значения, но если вы начнете настраивать барабаны с маленького к большому, то возможно потребуется поднять настройку для больших томов, так как их звук может оказаться слишком низким.
2. Для того, чтобы томы звучали «жирно», необходимо настроить резонансный пластик на самую низкую ноту и затем слегка опустить все винты на 1/16−1/8 оборота.
3. Необходимо понимать, что чем дальше вы находитесь от барабанов, тем ниже они будут звучать. Это может стать проблемой на больших площадках, когда барабаны начинают звучать расплывчато и грязно. Рекомендуется попросить кого-то постучать по барабанам, чтобы вы могли отойти на максимально возможное расстояние и отрегулировать настройку для наилучшего звучания.
1. Чтобы создать упругое звучание бас-барабана, нужно поднять резонансный пластик на несколько нот или оба пластика подстроить выше. Такой подход обеспечит яркость и четкость звучания этого инструмента.
2. Если Вы желаете получить «пластмассовый» звук ударного барабана, стоит выбрать однослойный ударный пластик, подстроенный на самую низкую ноту. Чтобы сделать звук максимально простым и насыщенным, можно слегка раскрутить все винты. Рекомендуется использовать твердую войлочную колотушку без добавления подушки, а для деревянной или пластмассовой колотушки лучше добавить подушку.
3. Чтобы создать «жирный» звук бас-бочки, можно воспользоваться теми же приемами, что и при настройке томов. Учтите, что диапазон настройки может быть немного ограничен.
4. Чтобы получить хороший резонанс, поднимите бас-бочку максимально над полом, учитывая возможности упоров и конструкции педали. Этот метод гарантирует контроль и стабильность звучания бас-бочки.
В силу того, что у малого барабана наличие подструнника является его особенностью, в данном разделе рассмотрим, как осуществить настройку с учетом этого момента.
При настройке обоих пластиков необходимо отключить подструнник. На резонансной части может возникнуть две ситуации:
1) подструнник полностью убирается;
2) он отключается и плотно прижимается к поверхности при помощи палочки так, чтобы пружины не касались пластика.
Когда оба пластика подстроены, подструнник нужно вернуть (в случае, если он был снят). Его необходимо включить и медленно начинать натягивать пружины, аккуратно и внимательно слушая звучание инструмента.
Подструнник проходит пять стадий натяжения:
1. Дребезжание и нечеткое звучание.
2. Меньшее дребезжание и слегка сухое звучание.
3. Появление теплоты и «шлепка» струн.
4. Пропадает «теплота», а звучание становится более отчетливым.
5. «Грязное» звучание: звук тугой, задушенный, что приводит к утрате тембра.
Третья и четвертая стадии являются оптимальными, первую и пятую стадии следует полностью исключить.
Изучив представленный материал, займитесь практикой, экспериментируйте с различными звуками, прислушивайтесь и выбирайте лучшие настройки для себя. Опыт, полученный в процессе настройки, поможет сформировать «каталог» звуков в вашем сознании, что позволит вам стать более опытным барабанщиком и сократить время на настройку в будущем.